Флейта гаммельнского крысолова. Блок-флейта


  :: Блок-флейта

Что такое блок-флейта
Как играть на блок-флейте
Самоучители
Разновидности блок-флейт
Аудио коллекция
Ссылки

  :: Техпомощь

Ноты для блок-флейты
Аппликатуры блок-флейты
Альтерн. ппликатуры
Аппликатуры прочих флейт
Сделать флейту

  :: Дискуссии

Выбрать блок-флейту
Часто задаваемые вопросы
Легко ли играть?
Примочки и прибамбасы
Стихи и рассказы




    Турбо-Суслик. Личная и Творческая свобода

 

Николас Ландер. Аппликатура блокфлейты

Перевод с английского - В. Гайдай.
С оригиналом статьи можно познакомиться на сайте автора.

"Пастух и пастушка". Музей Антона Ульриха в Брауншвейге

"Пастух и пастушка". Музей Антона Ульриха в Брауншвейге


Основные изменения, внесённые при переводе:

1. Буквенные обозначения нот приведены в соответствие с русским стандартом, то есть

c = до
d = ре
e = ми
f = фа
g = соль
a = ля
b = си-бемоль
h = си

# = диез, b = бемоль.

' - первая октава, '' - вторая, ''' - третья, '''' - четвёртая.

2. Слегка упрощено обозначение трелей: вместо "5*" (трель пальцем, закрывающим пятое отверстие) пишется просто "*". Таким образом, 0 123 45*-- у Ландера превратилось при переводе в 0 123 4*--. По-моему, так нагляднее.

3. Ноты нижней октавы упоминаются в естественном порядке, снизу вверх.

4. Добавлены примечания, удалён список литературы.


Предисловие

Эти заметки относятся к блокфлейтам альт и сопрано с барочной (английской) аппликатурной системой. [О классической (германской) системе можно будет узнать кое-что из моих добавлений. - Здесь и дальше примечания переводчика.] При указании нот первой всегда будет писаться нота для альта, затем - в скобках - соответствующая нота сопрано (или тенора, если переместить её на октаву вниз). В статье использованы следующие аппликатурные обозначения:

0 123 4567 все отверстия закрыты
- -2- ---- закрыто только второе отверстие
/ частично прикрытое отверстие
* трель пальцем, закрывающим данное отверстие
(5) отверстие, которое можно закрыть, а можно оставить открытым
/1-- 4--/ X отверстие раструба закрыто о колено исполнителя

Запись eb'' (b'') = 0 -23 4-6- означает, что приведённая аппликатура даст ми-бемоль второй октавы на альте и си-бемоль второй октавы на сопрано. [Речь везде идёт о реальном звучании.]

Полезно будет перечислить цели использования альтернативных аппликатур. Их применение позволяет:

  1. Избегать трудных аппликатурных последовательностей, особенно при игре в быстром темпе.
  2. Играть легато легко, без "щелчков" и лишних звуков, возникающих из-за сложных перестановок пальцев.
  3. Исполнять трели и другие мелодические украшения, в традиционной аппликатуре невозможные либо звучащие неуклюже.
  4. Исправлять неточности строя инструмента.
  5. Корректировать высоту звука при сильном или слабом напоре воздуха.
  6. Получать различные специальные эффекты - такие, как варьирование тембра, микрохроматика и двузвучия.

Пункты 4, 5 и 6 связаны с более высоким уровнем исполнительского мастерства. Со строем у современных инструментов при правильном уходе проблем, вообще говоря, быть не должно; хорошую блокфлейту можно вернуть изготовителю для наладки. Корректировка высоты звука при сильном или слабом напоре осуществляется тогда, когда необходимо изменить громкость звучания. Такая техника является весьма спорной и имеет сомнительную ценность. Вместо того, чтобы менять собственно громкость, исполнители обычно прибегают к контрастной артикуляции и другим психологическим приёмам, дающим иллюзию динамики. Специальные эффекты, упомянутые в пункте 6, вероятно, интересны большинству исполнителей только как занимательные акустические нюансы, хотя всё большее число новейших произведений требует использования подобных эффектов.

Напротив, пункты 1, 2 и 3 прямо касаются всех, кто играет на блокфлейте. Соответствующая техника проста в освоении; именно эти три цели будут, по большей части, здесь затронуты.

Нижняя октава

[Ландер ничего не говорит о нотах ниже b' (f''). Альтернативные аппликатуры для них существуют, но сильно зависят от индивидуальных особенностей инструмента и крайне редко оказываются нужными.

Вот краткий обзор по низким нотам.

e' (h'), самую нижнюю ноту блокфлейты, можно получить как 0 123 4567 / - опустив все пальцы и частично закрыв отверстие раструба. Ни в одном произведении она не встречается и практического значения не имеет, хотя ничего запредельно сложного в ней тоже нет.

f' (c''), основной тон инструмента, берётся как 0 123 4567 и никак иначе.

f#' (c#'') обычно берётся как 0 123 456/, но заслуживает внимания и вариант 0 123 456- X: иногда зажать раструб может оказаться удобнее, чем закрывать половину отверстия. В основном это относится к флейтам, у которых нижние отверстия не сдвоенные или снабжены специальными клапанами.

g' (d'') берётся как 0 123 456-. Трель ab'-g' (eb''-d'') может быть исполнена как 0 123 45/*.

g#' (d#'') обычно берётся как 0 123 45/-. Как и для f#' (c#''), вместо того, чтобы закрывать половину отверстия, можно зажать раструб: 0 123 45-7 X.

a' (e'') берётся как 0 123 45--. Альтернативных аппликатур для этой ноты нет.]

b' (f'') обычно берётся как 0 123 4-67, но в быстрой трели b'-a' (f''-e'') можно использовать 0 123 4*--; такая трель должна начинаться и, при завитке вверх, заканчиваться стандартным 0 123 4-67 для b' (f''). 0 123 4*/- даёт трель b'-ab' (f''-eb''); снабдить её завитком не представляется возможным.

[Это самая низкая нота, для которой имеется различие между германской аппликатурой (далее ГА) и барочной. Существует общее правило: любая постановка пальцев, при которой 4-е и 5-е отверстия либо оба открыты, либо оба закрыты, почти гарантированно даст одинаковый эффект и в той, и в другой системе. Разница может появиться тогда, когда одно из этих отверстий открыто, а другое закрыто; чаще всего она возникает, если вдобавок закрыты 1-е и 2-е отверстия.

Для ГА b' (f'') = 0 123 4---. Трель b'-ab' (f''-eb'') тоже исполняется как 0 123 4*/- и звучит точнее, чем в барочной системе.]

h' (f#'') обычно берётся как 0 123 -56-. Быстрая трель h'-a' (f#''-e'') может быть исполнена как 0 123 *5--, в этом случае она также должна начинаться и, при завитке вверх, заканчиваться стандартной аппликатурой для h' (f#'').

[ГА: h' (f#'') = 0 123 -567. Аппликатура 0 123 -56- даёт завышенную ноту и может пригодиться, например, в трели с#''-h' (g#''-f#''): 0 123 -**-. Для трели h'-a' (f#''-e'') удачного решения нет.]

c'' (g'') обычно берётся как 0 123 ----. Для трелей db ''-c'' (ab''-g'') и c#''-c'' (g#''-g'') используется соответственно 0 12- 45*7 и 0 12- 4*67, с традиционной аппликатурой для нот завитка.

[А вот в ГА обе эти трели придётся играть первым вариантом, 0 12- 45*7.]

c#'' (g#''), наверное, лучше всего брать как 0 12- 45/-, хотя некоторые флейты нормально реагируют на 0 12- 45-- либо 0 12- 456-; правильную аппликатуру нужно определять для каждого инструмента особо. При игре в ансамбле эта нота часто звучит мучительно нестройно и требует повышенного внимания.

Для трели c#''-h' (g#''-f#'') применяется 0 12* -56-, причём третий палец почти не отрывается от инструмента, иначе c#'' (g#'') прозвучит гораздо выше, чем надо. Начинаться и, при завитке вверх, заканчиваться эта трель должна c#'' (g#'') в нормальной аппликатуре.

d'' (a'') обычно берётся как 0 12- ----. Наиболее полезная альтернатива, 0 1-3 45/-, используется в первую очередь в трели eb'-d'' (b'-a''), которую можно играть как 0 1-3 4*/-. При этом для нот c'' (g''), d'' (a'') завитка вниз или нот c'' (g''), d'' (a''), eb'' (b'') завитка вверх следует использовать традиционную аппликатуру; альтернативная d'' (a'') используется только в самой трели. Для выполнения этого, довольно замысловатого, манёвра требуется изрядная практика. В стандартной аппликатуре данная трель невозможна.

0 1-3 45/- применяется также для легато eb''-d'' (b'-a'') и в завитке трели f''-eb'' (c'''-b'') (о ней см. ниже). В некоторых пассажах эта аппликатура оказывается полезной и для легато d''-g'' (a''-d''') с g'' (d''') = - --3 4---, особенно если оно чередуется с легато eb''-g'' (b''-d''').

Менее эффективный вариант для d'' (a''), 0 -23 45--, может употребляться там, где в очень быстром темпе встречается последовательность f''-e''-d''-e'' (c'''-h''-a''-h'') [с e'' (h'') = 0 -23 ----], и для завитка трели f''-e'' (c'''-b'') (см. ниже).

[Всё сказанное о c#'' (g#''), d'' (a'') справедливо и для ГА.]

eb'' (b'') обычно берётся как 0 1-3 4---. Альтернативой служит аппликатура 0 1-3 -56-, используемая для легато с h' (f#''). Как заметил Дэвид Белуджи, такая аппликатура делает очень удобным арпеджио h'-d#''-f#'' из концерта для блокфлейты сопранино и струнных До мажор Вивальди: h' = 0 123 -56, d#'' = 0 1-3 -56, f#'' = - 1-3 -56.

[В быстрых пассажах, включающих эту ноту и соседние, может пригодиться eb'' (b'') = 0 -23 4-(/)-.

Для ГА 0 1-3 -56- даёт сильно завышенную, 0 1-3 -567 - слегка завышенную ноту eb'' (b'')].

e'' (h'') обычно берётся как 0 1-- ----. Из альтернативных аппликатур для этой ноты наиболее широко используется 0 -23 ----. Она употребляется для перехода f''-e'' (c'''-h'') в легато, трелях и быстрых пассажах. С такой аппликатурой можно играть легато, связывающее e'' (h'') с нотами верхнего регистра - c''' (g'''), h'' (f#'''), b'' (f''') и a'' (e'''); при нисходящем легато альтернативная e'' (h'') часто начинает звучать с запозданием и оказывается практически бесполезной для игры в быстром темпе, но в случае восходящего легато такой проблемы не возникает. Кроме того, альтернативная e'' (h'') применяется в легато, связывающих её с нотами ниже c#'' (g#''), и в завитке трели g''-f'' (d'''-c''').

Трель f''-e'' (c'''-h'') с завитком на d'' (a'') представляет определённые трудности. В самой трели следует использовать указанную выше альтернативную e'' (h''). Что же касается завитка, то d'' (a'') можно брать как 0 -23 45--, однако звук при этом на большинстве флейт получается слабым и не слишком здесь пригодным. Везде, кроме очень быстрой музыки, предпочтительнее использовать в завитке данной трели нормальную аппликатуру для d'' (a''), возвращаясь затем в f'' (c''') через стандартное e'' (h'') и, таким образом, применяя альтернативную аппликатуру только внутри самой трели.

f'' (c''') берётся обычно как 0 -2- ----. Для этой ноты возможны десятки различных аппликатур. Основной альтернативой является - 123 ----; она используется чаще всего для пассажей и легато там, где эта нота соседствует с c'' (g''), а также в трели f#''-e#'' (c#'''-h#''), c d#'' (a#'') = - 123 45-- для завитка, - трели, почти неисполнимой в традиционной аппликатуре.

Вторая наиболее употребительная альтернатива, 0 --3 4-(/)-, применяется для трели f''-eb'' (c'''-b'') c d''(a'') = 0 1-3 45/- в завитке. Последняя комбинация незаменима в пассажах, содержащих последовательность f''-eb''-d''-eb''-f'' (c'''-b''-a''-b''-c''').

[Всё сказанное про ноты e'' (h'') и f'' (c''') верно и в ГА.]

Средняя октава

f#'' (c#''') обычно берётся как - 12- ----. Единственная по-настоящему полезная альтернатива для этой ноты, 0 --- ----, даёт слегка резковатый звук; она используется в легато с e'' (h'') и в трели f#''-e'' (c#'''-h''), которая должна начинаться и заканчиваться нормальной аппликатурой для f#'' (c#''').

Кроме того, в легато a''-g''-f#''-g'' (e'''-d'''-c#'''-d''') можно взять f#'' (c#''') как / 123 4567 при a'' (e''') = - 123 4-67 и g'' (d''') = - 123 4567.

[ГА: в легато eb''-gb'' (b''-db''') можно использовать альтернативную аппликатуру gb'' (db''') = - 1-3 4---.

a'' (e''') = - 123 4-67 в ГА не работает.]

g'' (d''') обычно берётся как - -2- ----. Редкая альтернатива - --3 4--- применяется для легато с eb'' (b'') и d'' (a'') = 0 1-3 45/- там, где это целесообразно.

Альтернативная аппликатура для легато или трели a''-g'' (e'''-d''') - один из труднейших аспектов техники игры на блокфлейте. Восходящее легато c g'' (d''') на a'' (e'''), исполненное в традиционной аппликатуре, порождает характерный "щелчок", или "чириканье"; в нисходящем легато при аккуратном исполнении это не так заметно. Подобное "чириканье" может оказаться весьма уместным у Куперена во "Влюблённом соловье" ("Le Rossignol en Amour") и восхитительных пьесах из цикла "Отрада птицелюба" ("The Bird Fancier's Delight"), но в более серьёзной музыке оно будет звучать несуразно. Чтобы устранить эти неприятные призвуки, как для трели, так и для легато g''-a'' (d'''-e''') требуется альтернативная аппликатура.

Наилучшей аппликатурой для трели a''-g'' (e'''-d''') как таковой будет - 123 4*67. Так же можно играть и легато g''-a'' (d'''-e'''). К сожалению, разные флейты реагируют на эту аппликатуру по-разному. Наверное, правильнее всего рассматривать её только как базу для поиска варианта, больше всего подходящего конкретному инструменту.

Если эта трель заканчивается завитком вверх, последнюю ноту обязательно надо играть как стандартное a'' (e''') = (/) 123 45--. В очень быстром темпе можно применить f'' (c''') = - 123 ----, затем альтернативное g'' (d''''), использованное в самой трели, и закончить на a'' (e''') = (/) 123 45--; но везде, кроме самых быстрых пассажей, для нот завитка лучше использовать стандартную аппликатуру, так как альтернативные дают не совсем верный тон. При точных движениях пальцев "щелчок" в конце такого завитка сведётся к минимуму.

Для завитка вниз используется f'' (c''') = - 123 ----, затем g'' (d''') и f'' (c''') в нормальной аппликатуре. У многих любителей исполнение оказывается совершенно испорченным из-за неумения воспроизвести такую трель (или легато). Как назло, именно эта трель - одна из самых часто встречающихся.

Третий вариант для g'' (d''') - / 123 456/. Он используется в основном для мордента a''-g''-a'' (e'''-d'''-e'''), весьма редко - в быстрых повторяющихся легато на высокие ноты, в частности на c''' (g''').

Обратите внимание на то, что нисходящее легато с a'' (e''') на g'' (d''') исполняется с обычной аппликатурой, кроме тех случаев, когда за ним следует возврат легато к верхней ноте.

[Всё это верно и для ГА.]

g#'' (d#''') обычно берётся как - -23 456-. Наиболее полезной альтернативой является / 123 45/-, она используется для легато и трели a''-g#'' (e'''-d#'''). Стоит заметить, что тембр, который даёт эта альтернатива, схож с тембром нот верхнего регистра; так что продвинутые блокфлейтисты могут упражнять свой музыкальный вкус, выбирая каждый раз из двух аппликатур ту, которая лучше сочетается с остальными нотами пассажа. Разница в тембре достаточно заметна для того, чтобы сделать это стоящим усилий.

Трель ab''-g'' (eb'''-d'''), как отмечает Роуланд-Джонс (1973), является одним из наиболее запутанных вопросов во всей технике игры на блокфлейте. Джонс приводит 12 вариантов, которые стоит испробовать. Среди них - 123 *567, - *23 *567, - 123 456*, - *23 456*, - -2* *56- и, возможно, - --* 456- имеют больше шансов дать нужную трель на конкретном инструменте. Все они, кроме двух последних, могут быть исполнены с f'' (c''') = -123 ---- для завитка; в предпоследнем варианте завиток играется с f'' (c''') = 0 -2- -56-.

Трель g#''-f#'' (d#'''-c#'''), пожалуй, лучше всего играть как / 123 45*7, палец 6 при этом должен едва подниматься над инструментом - так выровняется заниженная g#'' (d#''') = / 123 45-7.

[В ГА всё так же.]

Для трелей a#''-g#'' (e#''-d#''') и b''-ab'' (f'''-eb''') используется аппликатура - 123 4*6-. [В ГА это надо играть как - -23 4-*7.]

a'' (e''') обычно берётся как / 123 45--, но - 123 45-- и - -23 45-- не слишком отличаются по интонации и качеству тона. В легато g''-a''-b'' (d'''-e'''-f''') нота a'' (e''') играется как - 123 4-67, при этом g'' (d''') = - 123 4567 и b'' (f''') = - 123 4-6-. [В ГА проще: g'' (d''') = - 123 4567, для a'' (e''') и b'' (f''') - стандартная аппликатура с полностью открытым октавным отверстием.] Использование этой альтернативы в трели a''-g'' (e'''-d''') обсуждалось выше.

Чрезвычайно тяжёлый пассаж, включающий быстрое чередование a'' (e''') c d''' (a'''), встречается в концерте для блокфлейты сопранино и струнных Ре-мажор "Щеглёнок" ("Il Gardellino") Вивальди. В нём, на большой скорости, почти невозможно синхронизировать движения пальцев левой и правой руки. Исполнитель-виртуоз Дэвид Белуджи предложил следующее решение: перед началом пассажа переместить вверх правую руку так, чтобы палец 4 закрывал отверстие 3 и так далее, а по завершении пассажа вернуть её в нормальное положение. Это позволит играть повторяющиеся ноты a''-d''' просто как / 12 ***-, опуская и поднимая пальцы одной лишь правой руки. Изучение партитуры и экспериментирование быстро помогут понять, что требуется в этом пассаже.

b'' (f''') обычно берётся как / 123 4-6-; существуют три употребительных альтернативы. Первая, / 123 4-/-, используется для трелей b''-ab'' (f'''-eb''') и a#''-g#'' (e#'''-d#'''), исполняемых как / 123 4*/-.

Вторая, / 123 -5/-, применяется в трели h''-a#'' (f#'''-e#''') c h''( f#''') = / 123 -5-- и завитком на g#'' (d#''') = / 123 45/-.

Трель b''-a'' (f'''-e''') можно сыграть как / 123 4*--, пятый палец не должен сильно отрываться от инструмента - это делается в целях выравнивания завышенной b'' (f''') = / 123 4---. Такая трель всегда должна начинаться c нормального b'' (f''') = / 123 4-5--. Для завитка a''-g'' (e'''-d''') следует использовать аппликатуру - 123 4*67; заканчивается трель стандартным g'' (d''') = - -2- ---- при завитке вниз или стандартным b'' (f''') = / 123 4-6- при завитке вверх.

Трель b''-a'' (f'''-e''') может быть исполнена и по-другому: - 123 4-6*, с g'' (d''') = - 123 4567 для завитка.

[Здесь снова начинаются существенные различия с ГА; для неё b'' (f''') = (/) 123 4---, так что никаких сложностей с трелью b''-a'' (f'''-e''') нет (в завитке используется g'' (d''') = - 123 4567).

/ 123 4*/- для трели b''-ab'' (f'''-eb''') годится, но b'' (f''') при этом оказывается чуть заниженной, так что начинать и заканчивать трель надо обычной b'' (f'''). Более верный тон даст - -23 4**-, но при этом придётся опускать и поднимать сразу два соседних пальца, и трель выйдет не такой гладкой.

Трудную трель h''-a#'' (f#'''-e#''') можно исполнить "приблизительно" - чередованием аппликатур / 123 --6- и / 123 /-6-.]

h'' (f#''') обычно берётся как / 123 -5--. Единственной полезной альтернативой служит аппликатура / 12- 45--, применяемая после c#''' (g#''') в завитке трели или морденте, а также для трели c#'''-h'' (g#'''-f#'''), завиток которой исполняется со стандартным a'' (e''') = / 123 45--.

[В ГА традиционной аппликатурой является h'' (f#''') = / 123 -5-7, помимо неё существует великое множество альтернативных, но не все они одинаково полезны.

C h'' (f#''') = / 123 --6- совсем простой становится трель c'''-h''' (g'''-f#'''): / 123 --*-.

Легато h''-g#'' (f#'''-d#''') получается с h'' (f#''') = / 123 -5/- при g#'' (d#''') = / 123 45/-.

Легато, связывающее c#''' (g#''') и h'' (f#'''), особенно нисходящее, в стандартной аппликатуре звучит плохо; для него больше подходит альтернатива h'' (f#''') = / 123 /5-- при c#''' (g#''') = / 12- /5--.]

c''' (g''') обычно берётся как / 123 ----, её можно слегка понизить с помощью / 123 ---7 либо / 123 --6-. Последняя аппликатура даст трель c'''-b'' (g'''-f'''): / 123 *-6-. В трели db'''-c''' (ab'''-g''') используется / 12- 4-*-, для завитка - b'' (f''') = / 123 4-6-. Обратите внимание, что вторая альтернатива для c''' (g''') не может быть артикулирована.

Трель c'''-b'' (g'''-f''') может быть исполнена и как / 12* 4-6-; начинаться она должна с c''' (g''') = / 123 ----, поскольку альтернатива начинает звучать с небольшим запозданием.

[ГА: c''' (g''') = / 123 ----, полезных альтернатив нет: названные трели можно исполнить и со стандартной c''' (g''').]

c#''' (g#''') обычно берётся как / 12- 4---. Эта нота произносится с большим запаздыванием и требует крайне деликатного артикулирования; она входит в число звуков, которые при покупке новой флейты надо проверять особо тщательно. Аппликатура / 12- -5-- может использоваться в часто встречающемся легато a''- h''-c#'''-d''' (e'''-f#'''-g#'''-a''') и его обращении. c#''' (g#''') = / 123 4567 необходимо применять в легато e'''-d#'''-c#''' (h'''-a#'''-g#'''), так как перейти от d#''' (a#''') к произносящемуся с запаздыванием традиционному c#''' (g#''') без сильного "щелчка" невозможно.

[Для ГА c#''' (g#''') = / 123 -567. Палец 5 можно убрать: c#''' (g#''') = / 123 --67. Иногда полезен не совсем точный вариант / 12- /5--. Упомянутые пассажи в ГА играются так же; для трели d'''-c#''' (g#''') применяется / 12- -*--.]

d''' (a''') обычно берётся как / 12- ----. Это непростая нота, порой она звучит ужасно заниженно.

/ 12* 456/ позволяет играть сложную трель eb'''-d''' (b'''-a'''), для завитка в ней применяется стандартная аппликатура; другой вариант этой трели - / 12/ 45*/, опять со стандартной аппликатурой в завитке. Та же альтернативная аппликатура для d''' (a'''), / 12/ 456/, помогает исполнять другую трудную трель, e'''-d''' (h'''-a'''), - чередованием с / 12/ 45--. В традиционной аппликатуре обе эти трели невозможны из-за громких "щелчков". Далее будет сказано об использовании d''' (a''') = / 12/ 456/ в завитке трели f'''-e''' (c''''-h''').

[В ГА всё это верно; для трели eb'''-d''' (b'''-a''') можно ещё попробовать более простое / 12- ---*.]

eb''' (b''') обычно берётся как / 12- 456-. Многие инструменты при этом дают завышенный тон, так что для них требуется / 12- 456/. Ранее говорилось об использовании / 12/ 45*/ для трели eb'''-d''' (b'''-a'''); эту трель можно сыграть иначе, с eb''' (b''') = / 12- --6/ и стандартной аппликатурой в завитке. "Щелчки" в таком варианте хоть и слышны, но терпимы.

e''' (h''') обычно берётся как / 12- 45--. Единственной полезной альтернативой, помимо названного выше / 12/ 45-- для легато e'''-d''' (h'''-a'''), является e''' (h''') = / 1-- ----; она часто звучит заниженно и не поддаётся артикуляции. Употребляется эта аппликатура только в быстром легато d'''-e'''-f''' (a'''-h'''-c''''), чтобы избежать очень резкого "щелчка" между d''' (a''') и e''' (h''') и заменить его гораздо более тихим, возникающим при переходе от e''' (h''') = / 1-- ---- к f''' (c'''') = / 1-- 45--.

[В ГА для eb''' (b''') и e''' (h''') - то же самое.]

f''' (c'''') берётся как / 1-- 45--; на многих флейтах она трудна для извлечения, особенно если щель свистка забита грязью и конденсатом. Вдобавок эта нота весьма чувствительна к тому, насколько сильно прикрыто октавное отверстие - на разных инструментах его надо будет закрывать по-разному. Если вынуть из свистка вставку и как следует протереть стенки щели мягкой зубной щёткой, смоченной в растворе какого-нибудь слабого чистящего средства - зачастую положение вещей заметно улучшается. Вдумчивое исполнение мордентов для более низких нот и легато от нот ниже f'' (c'''), разучивание нот верхней октавы (см. ниже) поможет справится c неловкостью, связанной с извлеченем этой "капризной" ноты.

Дэвид Белуджи замечает, что иногда может оказаться удобным брать верхнее f''' (c'''') как / 123 45-- X; звук при этом получается очень мягким. Такая аппликатура особенно полезна для трели g'''-f''' (d''''-c''''), исполняемой как / 123 **-- X. Её можно применять и в легато gb'''-f''' (db''''-c''''), где gb''' (db'''') берётся как / 123 4-6/ X.

[ГА: последняя аппликатура не работает, вместо неё можно использовать gb''' (db'''') = / 123 4--- X. Так можно исполнить и трель gb'''-f''' (db''''-c''''): / 123 4*-- X.]

Качество f''' (c'''') у некоторых инструментах можно значительно улучшить, сузив в определённой точке канал ствола; для этого подойдёт пластиковое кольцо, вырезанное из тех колец, какими обычно перевязывают фотокопии. Его необходимо поместить внутрь свистка, примерно на том уровне, где у блокфлейт пишут имя изготовителя. Более подробные инструкции есть у Брауна (1989) и Коттика (1975).

Верхняя октава

Знак "X" обозначает здесь полностью закрытое отверстие раструба. Подобный приём широко применяется волынщиками и имеет аналог на валторне; нам тоже нечего стесняться его использования. О зажимании раструба блокфлейты упоминают Мартин Агрикола (1529) и Джероламо Кардано (около 1546), так что существуют и исторические прецеденты. За неимением специального клапана, раструб приходится закрывать о колено; разумеется, проделать такое можно только при игре сидя.

f#''' (c#'''') - наказание господне для блокфлейтистов. Для этой ноты нет простого решения, даже у опытных исполнителей она часто получается неубедительной. Наиболее полезными аппликатурами выглядят / 1/3 4567, / 1/3 4/67, / 123 4567, / 1-3 4567, / 1(2)3 45-7, / --- 45-- и / 1-3 4-6/ X. C музыкальной точки зрения последний вариант гораздо лучше остальных, так как даёт чистый, свободно звучащий тон и, как правило, приемлимую интонацию; но его использование не всегда возможно, да и смотрится немного неэлегантно.

Среди прочих аппликатур, вероятно, стоит предпочесть / 1(2) 345-7: с ней получить f#''' (c#'''') на большинстве флейт легче всего. Как и другие альтернативые аппликатуры с открытым раструбом, она звучит ощутимо завышенно и поэтому требует как можно более слабого напора воздуха. Если звук необходимо долго выдерживать (что случается редко) - можно не особо церемониться и, едва лишь нота прозвучит, опустить все пальцы: / 123 4567. В быстром темпе такая аппликатура очень неудобна, но зато её легко соединить с g''' (d'''') = / 1(2)3 -5-7.

/ --- 45-- следует использовать в трелях и легато с e'' (h''') = / 12- 45-- и f''' (c'''') = / 1-- 45--; артикулировать её невозможно.

Какой из приведённых здесь или других возможных вариантов выбрать - зависит от музыкального контекста и от свойств конкретного инструмента. Вообще-то f#''' (c#'''') нечасто встречается в аутентичном барочном репертуаре; её использование может означать, что произведение предназначено для исполнения на флейте в строе g (d), для которой f#''' (c#'''') берётся просто: / 12- 45--. Современные композиторы, осведомлённые о трудностях с этой нотой, обычно выписывают для содержащих её пассажей облегчённый вариант либо предлагают при необходимости перенести её на октаву вниз.

[Для ГА / 1-3 4-6/ X не подходит. Другие названные аппликатуры могут сгодиться; подкорректировать придётся разве что / 1/3 4/67 - пятое отверстие, самое маленькое на флейтах германской модели, надо будет открыть полностью, и аппликатура примет вид / 1(/)3 4-67. Этот вариант замечателен тем, что с его помощью получается высокая трель (или легато) g'''-f#''' (d''''-c#''''): / 1-3 4-6*.]

g''' (d'''') обычно берётся как / 1-3 4-6/. Менее изящное / 1(2)3 -5-7 употребляется в сочетаниях с f#''' (c#'''') = / 1(2)3 45-7.

[Половиной седьмого отверстия зачастую пренебрегают: / 1-3 4-6-. В ГА как раз этот вариант и является стандартным, а / 1-3 4-6/ обычно не работает. / 1(2)3 45-7 для ГА сойдёт.]

Ноты за пределами g''' (d'''') попросту не имеют практической ценности на большинстве флейт и попадаются редко - разве что в современных сочинениях. Несколько примечательных исключений можно найти у Телеманна. В концерте Фа-мажор для блокфлейты альт и струнных (Hortus Musicus, 130) он пишет пассажи, включающие g#''' и a'''; в известной сонате Фа-мажор из Der Getreue Musicmeister он использовал c'''', самую высокую ноту, встречающуюся в барочном репертуаре.

g#''' (d#'''') всё чаще применяется современными композиторами, пишущими в более или менее традиционном стиле. Её можно исполнить как / 1-3 ----, / 1-3 --6-, / -23 ---- и / -23 -5/-. Первые две аппликатуры полезны для легато с g''' (d''''), хотя звучат они заниженно и произносятся с некоторым запаздыванием. Третья и четвёртая аппликатуры более приемлимы.

a''' (e'''') можно получить как / -23 -5/- X и / 123 45/- X; в последнем случае нота звучит мягко и приглушённо. Часто предлагается вариант / -2- ----, но он обычно даёт слишком громкий, жёсткий и ощутимо заниженный тон.

[Ещё можно попробовать a''' (e'''') = / 123 4567 с сильным передуванием.]

b''' (f'''') лучше всего играть как / 12- 45/- X. В такой аппликатуре эта нота легко произносится, отличается прекрасным тембром и точностью интонации.

[В ГА есть неплохой вариант с открытым раструбом, / 12- 4567.]

h''' (f#'''') без особых трудностей получается с / 12- 45-- при чёткой артикуляции и сильном воздушном напоре. Если её требуется слегка повысить, это можно сделать, чуть приоткрыв отверстия 1 и 2: / //- 45--.

c'''' (g''''), использованное в упомянутой выше сонате Телеманна, можно исполнить как / 1-- 4--- при свирепом передувании. Звук при этом неизменно получается резким и сильно заниженным. Его можно немного повысить, приоткрыв первое отверстие: / /-- 4---. Гораздо более качественное c'''' (g'''') получается, если поместить правую ладонь над выходным отверстием свистка [очень близко к инструменту] и взять левой рукой аппликатуру / 123 ----. В сонате Телеманна этот вариант невозможен, но ему необходимо отдать предпочтение везде, где звук должен долго выдерживаться.

[Почти всё сказанное здесь о высоких нотах должно работать и в ГА, хотя предсказать поведение конкретных инструментов трудно.]

О нотах выше g''' (d'''') можно узнать из подробных таблиц, приведённых у Вайтцмана (1978), Веттера (1973), Хоува (1992) и Ханнинга (1998). Полезные комментарии имеются также у Роуланда-Джонса (1973).

Громкость, интонацию и время отклика инструмента для нот выше c''' (g'''') можно изменять, чуть-чуть приоткрывая первое отверстие; такой приём описан в статье Робинсона (1998) как "удивительное открытие", якобы сделанное Вальтером Ван Хоувом, но на самом деле он был известен наиболее предприимчивым блокфлейтистам уже веками до того. Сильвестро Ганасси в 1535 году писал, что "всякую ноту можно смягчить, приоткрыв немного это отверстие и ослабив дыхание", а Эрколь Боттригари, описывая в 1594 году деревянные духовые инструменты (в том числе блокфлейту), говорил следующее: "Хотя эти инструменты и обладают определённой стабильностью строя благодаря установленному расположению отверстий, искусные исполнители могут использовать чуть более сильное или слабое дыхание, открывать отверстия в большей или меньшей степени, дабы прийти к более стройному созвучию. Опытные музыканты поступают так."

Общие замечания

Для блокфлейты существует чрезвычайно богатый "словарь" аппликатур, в котором почти каждая нота представлена несколькими вариантами. В этой статье было сделано в некотором смысле искусственное разделение аппликатур на "стандартные" и "альтернативные". Правила выбора наиболее уместной в данном конкретном случае последовательности положений пальцев составляют аппликатурную "грамматику". Именно уяснение законов этой "грамматики", а не беспорядочное заучивание вариантов, поможет по-настоящему овладеть техникой игры на блокфлейте.

Не используйте альтернативные аппликатуры без веских на то оснований. Если вас спросят в любой момент, почему вы применяете ту или иную аппликатуру, вы должны будете суметь чётко обосновать свой выбор.

Старайтесь избегать альтернативных аппликатур при игре в ансамбле: они зачастую дают не совсем верный тон. Разницу можно "додуть" - слегка повысить ноту сильным напором воздуха или слегка понизить слабым. Но долгие и акцентированные ноты надо, по мере возможности, играть со стандартной аппликатурой.

Развивайте у себя гибкое аппликатурное мышление. Помните, что альтернативные аппликатуры ни в коем случае не являются чем-то, свойственным одной лишь блокфлейте; изучение других инструментов - в частности, флейты ренессанса и капсюльных деревянных духовых (крумхорна, корнамуза, кортхольта и раушпфайфа [всё это старинные европейские инструменты, переживающие сейчас, как и блокфлейта, "второе рождение"]), - способствует появлению необходимой гибкости в использовании альтернативных аппликатур.

Хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что везде, где есть возможность, необходимо начинать и заканчивать трели в традиционной аппликатуре.

У нот верхнего регистра интонацию можно регулировать, изменяя при необходимости размер щели, оставляемой большим пальцем, и не позволяя пальцу, исполняющему трель, подниматься высоко над отверстием.


Вот общие принципы выбора аппликатур, сформулированные Рокстро (1982) для поперечной флейты; они вполне подходят и нам.

Никогда не используйте для одной и той же ноты рядом друг с другом две аппликатуры, различающиеся по высоте звучания. (Впрочем, на блокфлейте это правило часто нарушается: небольшие различия по высоте применяются там, где необходимо создать эффект изменения динамики.)
Не используйте альтернативную аппликатуру, дающую завышенный тон, сразу до или сразу после той, что даёт заниженный. Наоборот, применяйте подряд несколько "завышенных" либо несколько "заниженных" аппликатур - так их можно будет скорректровать все вместе небольшим изменением силы дыхания.
В быстрых пассажах неточные и посредственно звучащие ноты ещё можно иногда стерпеть ради гладкости и лёгкости исполнения; но для медленной музыки выбирайте те аппликатуры, которые дают наиболее качественную ноту, - неважно, насколько они сложны.
Избегайте любых ненужных аппликатурных замен. Основная цель использования нестандартных аппликатур - гладкое исполнение; они сравнительно редко оказываются необходимыми в стаккато, где большая их часть вообще непригодна.
Если закрывание одного из отверстий на всё время исполнения пассажа не причиняет серьёзного вреда ни тону, ни интонации нот этого пассажа - отверстие вполне можно оставлять закрытым.
Вайтцман (1978) добавляет, что аппликатуру необходимо выбирать так, чтобы при переходах от ноты к ноте пальцы совершали как можно меньше движений - особенно таких, когда один палец опускается, а другой в это же время поднимается. В быстрых пассажах это особенно важно.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что альтернативных аппликатур надо избегать везде где только можно. Похожей точки зрения придерживаются Давенпорт (1964), Хант (1977) и Роуланд-Джонс (1973). По лаконичному выражению последнего, "альтернативные аппликатуры игру на блокфлейте не упрощают, а усложняют".

[Статья Ландера завершается пространным списком использованной литературы; в переводе он выпущен.]

 

 

Новости сайта "Варга. Акустические музыкальные инструменты"

Блок-флейта   Бубен   Банджо   Варган   Гусли   Литрофон   Каваль   Казу   Калюка   Мандолина   Мелодика   Сякухати   Тин-вистл   Флейта Пана   Хулуси   Укулеле   Флейты этнические  

Собратья Поставить ссылку



 

 

 

Copyright © Ольга Шотландия 2003-2013
Контакты olga.scotland@gmail.com